Искусство и ремесло только на первый взгляд очень похожи. На самом деле, это два разных вида деятельности человека. Порой тяжело разграничить произведения искусства и результаты труда ремесленников. Как же это сделать? Возможно ли вообще найти отличия?
И искусство, и ремесло направлены на создание чего-либо, вот только цели этих видов деятельности разные. Произведения искусства создаются для того, чтобы выразить душу, оказать эстетическое или моральное влияние на окружающих. Ремесло же – деятельность, предполагающая, в первую очередь, материальное вознаграждение. Очень редко ее результатами являются духовные ценности.
Дополнять размышления о различиях между искусством и ремеслом можно примерами из литературы. В произведении Н.В. Гоголя «Портрет» рассказывается о художнике Чарткове. Молодой человек жил небогато, но его душа была отдана искусству. Он не понимал, почему люди платят деньги за картины, созданные одной «замашкой», а талантливые художники едва сводят концы с концами. На последние деньги Чартков купил портрет мужчины с пронзительным взглядом. Старик с портрета, кажется, ожил и в руки Чарткову попали 1000 червонцев. Теперь молодой человек стал богатым.
Художник начал новую жизнь. Первым его желанием было – закупить краски, уединиться в мастерской года на три и творить. Этот порыв быстро заглушился стремлением к красивой жизни. Чартков снял квартиру на Невском проспекте, купил щегольскую одежду и дал объявление в газету. Художник быстро нахошел заказчиков. Первой заказчице не удалось угодить с первого раза. Вместо своего портрета она взяла старую картину Чарткова, на которой была изображена Психея. Художник лишь слегка подновил ее. Это его раздосадовало, но вскоре молодой человек поменял свой подход к рисованию. Он рисовал портреты, взяв за шаблон общее выражение лица.
Те, кто знали, как Чартков рисовал раньше, удивлялись, куда исчез его талант. Художник же не обращал внимания на подобные замечания. Теперь на первом месте для него было богатство. Вскоре ему представилась возможность созерцать творение друзей-художников из Италии. Чартков понял, насколько бездарными стали его картины. Он пытался наверстать упущенное, но попытки оказались тщетными. Он уже превратился из человека искусства в ремесленника.
В повести «Портрет» представлены примеры искусства и ремесла. Искусство – создание картин без привязки к денежному вознаграждению. Такие шедевры неповторимы и бесценны. Ремесло – работа ради денег. В таких картинах нет ничего особенного. Это простые рисунки, которые быстро затеряются в эпохе художника. Эти выводы касаются не только живописи.
Можно сделать вывод, что отличить указанные сферы деятельности возможно: искусство – это нечто возвышенное, духовное, а ремесло – приземленное.
Искусство и ремесло – это понятия, хорошо известные каждому человеку. Однако иногда случается так, что люди путают их, принимая ремесло за искусство, а искусство за ремесло. Действительно, на первый взгляд, эти понятия очень близки, но если заглянуть поглубже, то можно заметить, что на самом деле, их разделяет огромная пропасть.
Что же такое настоящее искусство? Что отличает его от ремесла?
На мой взгляд, настоящее искусство – это что-то такое, что способно затронуть самые глубокие струны человеческой души, породить самые светлые чувства. Ремесло же – это всего лишь знания и умения, пусть даже доведенные до мастерства. В отличие от искусства, оно не оказывает столь сильного влияния на душу и сердце человека, ведь главная цель ремесленника – получить за свою работу материальное вознаграждение, деньги, в то время как творец стремится к преображению окружающих, окуная их в мир прекрасного.
Для того чтобы доказать свою позицию обращусь к примерам из произведений художественной литературы.
Проблема настоящего искусства и его отличия от ремесла поднимается в рассказе Куприна «Гамбринус». Главный герой произведения Сашка – талантливый скрипач-самородок, настоящий виртуоз, которым славится портовый кабачок «Гамбринус». Игра на скрипке приносит огромное удовольствие не только людям, заходившим в «Гамбринус», но и самому Сашке. Этот человек не думает о деньгах. Он играет практически без отдыха, стремится исполнить любую просьбу, какой бы она ни была. Стоит лишь намекнуть Сашке о желаемом, как из-под скрипки рождаются удивительной красоты мелодии, вальсы, песни на любой вкус. А какой огромной силой обладает музыка этого талантливейшего скрипача! В одно мгновение несчастные забывают о своем горе, конфликтующие примиряются.
Однажды Сашку забирают в солдаты на войну. На смену ему приходит другой музыкант, имя которого Лешка-гармонист. В отличие от Сашки, он человек самолюбивый и самомнительный. К музыке Лешка-гармонист относится не как к искусству, а как к работе, за которую ему должны исправно платить. Такая музыка не производит на слушателей никакого впечатления, не заставляет трепетать их сердца. В отличие от Сашкиной музыки, она мертва. Поэтому Лешка-гармонист не пользуется уважением и почетом, его прогоняют сразу после возвращения Сашки, человека, олицетворяющего собой ту великую могучесть, стойкость, непобедимость истинного искусства.
О настоящем искусстве и ремесле рассуждает и Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». Эту тему писатель раскрывает на примере нескольких образов: образов литераторов МАССОЛИТа и образа Мастера. Что касается писателей, поэтов и критиков МАССОЛИТа, то об их «творчестве» автор говорит с иронией. Так «Грибоедов», дом литераторов, славится своим рестораном, самым лучшим во всей Москве, бильярдными, кассами. Здесь можно получить за свой труд ту или иную путевку, решить «квартирный вопрос». Дом литераторов можно сравнить с чем угодно, но только не с искусством. Всех людей, обитающих в «Грибоедове» объединяет полнейшее отсутствие таланта, ими движут низкие, пошлые жизненные цели, которые совершенно не приемлемы для тех, кто создает мир прекрасного.
Литераторам МАССОЛИТа противопоставляется главный герой произведения Мастер – истинный творец от Бога. Его роман о Понтии Пилате – это не что иное, как пример настоящего искусства. К кому бы ни попало в руки это гениальное произведение, на всех оно оказывает огромное влияние. Только если Маргарита, возлюбленная Мастера, признает это влияние, открыто говоря, что роман изменил её взгляд на жизнь, то члены МАССОЛИТа, отвергают его величие, гениальность, хотя где-то в глубине души осознают обратное. В отличие от литераторов МАССОЛИТа, Мастер не стремится к деньгам, славе. Ради создания своего романа этот человек полностью предается искусству, совершенно забывая о земных искушениях. Именно поэтому его произведение проникнуто духом жизни, вечности. «Рукописи не горят» — так говорит Булгаков о творении Мастера.
Таким образом, можно сделать вывод, что искусство и ремесло – это понятия, которые разделяет очень тонкая грань, однако различие их велико. Важно помнить, что об истинном искусстве можно говорить лишь тогда, когда творец руководствуется голосом своего сердца и души, желанием сделать окружающий мир возвышеннее, лучше. Последователь настоящего искусства никогда не думает о деньгах, славе. Это и отличает творца от обычного ремесленника.
Часто люди путают понятия «искусство» и «ремесло». В чем же их разница? И как отличить искусство от ремесла?
Введение
Искусство и ремесло – близкие понятия, однако при тщательном анализе они имеют ряд отличий. Ремесло – это то, чем человек занимается каждый день, его деятельность не отличается индивидуальными особенностями. Искусство – это новаторство, стремление автора обратиться к зрителю, читателю, слушателю, чтобы высказать свою идею и мысль. Искусство предусматривает индивидуально-авторские особенности, которые отличают данную работу от другой. Ремесло таких отличий не предусматривает, оно шаблонно, выражается с помощью большого количества однотипных предметов. Искусство же неповторимо и особенно. Ремесло не способно затронуть душу человека, а искусство направленно именно на это, оно воздействует на внимающего.
Первый аргумент
Н. С. Лесков в своем сказе «Левша» описал образ настоящего мастера своего дела. То, чем занимается Левша, можно назвать ремеслом, однако это не совсем так. Герой вкладывает частичку своей души, когда занимается любимым делом. В то время как другие тульские мастера занимаются царским заказом (подковывают блоху), Левша изготовляет гвоздики для этих подков.
То, что сделали Левша и другие мастера, особенно и оригинально. Героям удалось показать свой талант, на который обратил внимание сам царь. Работа мастеров показала, что русские люди умеют творить не хуже англичан. Здесь уровень творчества выходит на международный уровень. Все это позволяет сказать о том, что дело тульских мастеров – настоящее искусство, которое отличается своей необычностью и идейным содержанием.
Второй аргумент
Проблему искусства и ремесла поднимает и М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Мастер, который не входил в МАССОЛИТ, по-настоящему творил. У него были авторские замыслы, цели и задумки, которые он хотел отразить в своем романе о Понтии Пилате. Его произведение искусства было оригинальным и новаторским. Члены МАССОЛИТа же не создавали великих произведений. «Грибоедов», который был больше похож на ресторан, чем на место для творчества, принимал бездарных и пустых писателей, которые создавали произведения ради денежной прибыли, а не для выражения своего мировоззрения.
Если творчество Мастера можно назвать настоящим искусством, то работу представителей МАССОЛИТа нельзя назвать даже ремеслом.
Вывод
Таким образом, понятия искусства и ремесла близки по своей области знания, однако они имеют существенные отличия. Важно понимать, чем отличается искусство от ремесла. Человек, создающий искусство, думает о выражении собственного «я», о передаче своего мнения других людям. Его творения интересны, они отличаются от других работ. Ремесло же предусматривает однотипность и шаблонность, стремление к хорошему выполнению своей задачи.