Содержание:
- 1 Что мы знаем о частях речи
- 2 Что такое синтаксическая роль
- 3 Как и что подчеркивается?
- 4 Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
- 5 Таблица-помощник
- 6 Что мы узнали?
- 7 Тест по теме
- 8 Содержание
- 9 Главные члены предложения
- 10 Второстепенные члены предложения
- 11 Главные и второстепенные члены предложения
- 12 Как определить роль существительного
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим пример с существительным.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
Читать – ее страсть . (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)
У меня есть юбка в клетку . (юбка какая? в клетку; это определение)
Мы уехали из города . (уехали откуда? из города; это обстоятельство)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? чей? который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 201.
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
Содержание
- Что мы знаем о частях речи
- Что такое синтаксическая роль
- Как и что подчеркивается?
- Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
- Таблица-помощник
- Что мы узнали?
Бонус
-
Тест по теме
-
Как подчеркиваются части речи?
- "Не" с глаголами пишется раздельно
- Подлежащее и сказуемое
- Роль имен существительных в речи
- На какие вопросы отвечает прилагательное
- Число имен существительных
- Единственное число существительных
- Множественное число существительных
По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.
- 1.
Денки Каминари 69
- 2.
Алина Сайбель 38
- 3.
Ольга Жаркова 25
- 4.
Alex Samin 23
- 5.
Михаил Тяпин 16
- 6.
User1 10
- 7.
Аркадий Кондюков 9
- 8.
Kirra C. 5
- 9.
Галина Кузнецова 5
- 10.
Дмитрий Мантуров 5
- 1.
Мария Николаевна 14,295
- 2.
Кристина Волосочева 13,830
- 3.
Лариса Самодурова 13,785
- 4.
Ekaterina 13,631
- 5.
Liza 13,310
- 6.
Юлия Бронникова 13,260
- 7.
Алина Сайбель 13,142
- 8.
Darth Vader 12,816
- 9.
TorkMen 12,566
- 10.
Влад Лубенков 12,025
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
При изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.
Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:
- главные — подлежащее и сказуемое;
- второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.
Главные члены предложения
Подлежащее в тексте обычно выражается существительным, а сказуемое — глаголом. Оба эти члена выделяются прямыми линиями. Чтобы наглядно показать, как подчеркивается подлежащее и как подчеркивается сказуемое, приведем пример:
Пират охотился за сокровищами.
В этом простом предложении в качестве главного субъекта выступает слово «пират», которое мы подчеркиваем одной горизонтальной чертой.
Действием, которое совершает субъект, является слово «охотился» и выделяется двумя горизонтальными линиями, находящимися параллельно.
Подлежащее (вопрос-маркер: что? и кто?) и сказуемое (вопрос-определитель: что делал? и что сделал?) в классическом варианте выражаются существительным и глаголом, однако бывают исключения, когда главные члены выражены другими частями речи:
- причастием;
- наречием;
- местоимением;
- именным существительным.
В таких случаях нужно помнить, что главные члены выражают субъект действия и само действие.
Типы предложений
- В русском языке встречаются 2 типа предложений:
- простые — двусоставные и односоставные;
- сложные — с несколькими главными членами.
В односоставном варианте может присутствовать либо подлежащее, либо сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Среди неглавных частей предложения в тексте представлены:
- Определение — выделяется волнистой линией. Уточняется вопросами: чья? чей? какая? который?.
В тексте выражается:
- прилагательным;
- инфинитивом;
- наречием;
- существительным в не Именительном падеже.
Для наглядности приведем примеры, показывающие, как подчеркивается определение, выраженное разными частями речи.
Это интересно: «мал золотник, да дорог» — значение, объяснение и смысл пословицы.
Прилагательным:
где слово «яркое» — признаком субъекта «утро».
Черта характера подчинять была у каждого правителя.
где слово «подчинять» — признак предмета «черта».
Дочь сидела тихо в комнате.
где слово «тихо», описывает сказуемое «сидела».
Существительным:
Дом с мезонином был последним пристанищем Чехова.
где слово «с мезонином» — определение субъекта «дом».
Обстоятельство — подчеркивается штрихпунктирной линией с точкой. Описывает характеристики действия и указывает на:
- место — вопросы — маркеры: где? куда? откуда?
- время — вопрос-определитель: когда?
- причину — маркер: почему?
- цель — вопрос: зачем?
- образ — вопрос-маркер: каким образом?
- сравнение — вопрос-определитель: как?
- условие — маркер: из-за чего?
В тексте выражается:
- косвенным существительным;
- наречием;
- деепричастным оборотом.
В качестве примеров приведем фразы, где покажем, как подчеркивается обстоятельство, представленное вышеуказанными частями речи.
Косвенным существительным:
Он был на севере важным человеком.
где слова «на севере» обозначают обстоятельство.
Машина ушла влево, чтобы не перевернуться.
где слово «влево» является обстоятельством.
Деепричастным оборотом:
Ожидая праздника, она пригласила всех своих родственников.
где словосочетание «ожидая праздника» — обстоятельство.
- Дополнение — выделяется на письме штрихпунктирной линией. Определяется вопросами косвенных падежей: Т., П. Д. Вн ., Р.
Подразделяется на 2 типа:
- прямое — субъект действует прямо, например, воплощать мечту; съел кашу; заворачивать подарок.
- косвенное — субъект действует через кого-то или что-то, например, приказал подать чай; покоритель душ; параллельно дому.
В тексте выражается:
В качестве примеров приведем предложения, показывающие, как подчеркивается дополнение, выраженное ранее указанными частями речи.
Существительным:
Все украшают дом гирляндами на Рождество.
где слово «гирляндами» обозначает дополнение.
Местоимением:
Принцесса знала его как никто другой.
где слово «его» — дополнение.
Важно! В связи с тем, что некоторые части речи могут обозначать разные члены предложения, необходимо задавать вопросы-маркеры.
Например, чтобы понять, как подчеркивается местоимение или числительное, необходимо уточнить, каким членом предложения оно является.
Подводя итог, отметим, что приведенные примеры не только наглядно демонстрируют, как подчеркивается прилагательное и другие члены предложения, но и являются материалом для составления таблицы, которая в будущем может стать «костылем» для памяти.
Предложения в русском языке состоят из имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий и других элементов. Каждое слово в тексте выполняет определённую роль. В рамках морфологического или синтаксического разбора учащимся приходится определять, как подчёркивается имя существительное. Тип и количество линий зависят от того, является ли исследуемое слово главным (подлежащим, сказуемым) или второстепенным (обстоятельством, определением или дополнением).
Главные и второстепенные члены предложения
Чтобы сделать правильные выводы о роли имени существительного (далее — ИС), стоит ориентироваться по совокупности характеристик. Сначала выясняют, какую вопросительную конструкцию можно подставить к слову. В случае с ИС вариантов немного. К нему подходят вопросы «Кто?» и «Что?», а также их вариации в косвенных падежах, которых всего пять.
Имя, стоящее в И. п., выполняет функцию подлежащего или сказуемого. Оба элемента — основные члены предложения. Когда к объекту или предмету подходит вопрос в косвенном падеже, можно быть уверенным, что это дополнение, определение или обстоятельство. В лингвистике их синтаксическая роль является второстепенной.
Разбор лексических конструкций выполняют в таком порядке:
- Выписывают фразу, в которой должно быть и определяемое слово, и то, с которым последнее тесно связано по смыслу.
- Задают вопрос, определяют синтаксическую роль.
- Подчёркивают такой линией, которая предусмотрена для этого случая.
С учётом синтаксической функции, ИС подчёркивается следующим образом:
- обстоятельство — чертой, состоящей из чередующихся точек и коротких тире;
- определение — волнистой линией;
- дополнение — одинаковыми чёрточками (штрихами);
- сказуемое — двумя прямыми линиями;
- подлежащее — одним ровным отрезком.
Во всех случаях для обозначения роли слов используется простой карандаш.
Главные и второстепенные члены предложения
Пример: Как прекрасна природа ясным зимним утром!
Нужно определить синтаксическую роль слова «утром». Подходящее вопросительное слово «Когда?», значит, в этом случае рассматриваемая часть речи играет роль обстоятельства.
Нужно учитывать, что все предложения делятся на двусоставные и односоставные. Ко второму типу относятся те, что состоят из одного главного члена. Это значит, что в них есть либо только подлежащее, либо сказуемое, а остальные слова выполняют второстепенную функцию.
Как определить роль существительного
Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?
Подлежащее
Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:
- С самого утра идёт (что?) снег.
- На улице залаяла (кто?) собака.
- Молодая (кто?) учительница начала вести урок.
Определение и роль подлежащего
Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И. п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.
Сказуемое
В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:
- Та девушка была моей подругой.
- Люда — моя сестра.
- Этот ребёнок будет моим крестником.
«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.
В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.
Дополнение
Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:
Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.
Информация о дополнении
Определение
Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:
В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.
Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:
- Разлилась река (какая?) Дон.
- В окно я увидел девочку-(какую?) подростка.
- Расцвели цветочки (какие?) васильки.
Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.
Особенности определений
Обстоятельство
Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:
- «где?», «куда?», «откуда?»;
- «почему?», «отчего?», «по какой причине?», «на каком основании?»;
- «как?»;
- «зачем?», «с какой целью?» и т. д.
Штрих-пунктирная линия, обозначающая обстоятельство
Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.
Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:
- (Где?) На картине нарисован снег.
- Сверчок тикает, (как?) как ходики.
- Уехал (куда?) на отдых.
- Физкультурой нужно заниматься (зачем?) для укрепления организма.
Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.