Содержание:
Было время, когда людям раздавали ваучеры. Организации, которые обещали большие доходы, или были закрыты, или переименовались. А граждане так и остались в недоумении. Многие сдавали ваучеры в Первый инвестиционный ваучерный фонд. Как получить дивиденды в этой организации?
Раньше сотрудники предприятий были обладателями ваучеров. Но если одни грамотно решили вопрос с применением ценной бумаги, вложив в развитие прибыльной фирмы, то другие, наоборот, упустили этот шанс. Многие граждане продали ценные бумаги за небольшие суммы или вложили в неприбыльные организации. Некоторым людям ничего неизвестно о своих ваучерах, поскольку они не интересуются подобными вопросами.
История
Начало таких событий относят к 1993 году. Поскольку экономика страны разрушалась, нужно было разделить государственное имущество между теми, кто встал у власти. Поэтому выполнялась приватизация государственных предприятий.
Простым гражданам предоставлялись приватизационные чеки, которые предлагалось вложить в инвестиционный фонд. Также они предназначались для приобретения акций организаций или продажи. Чеки предоставляли право на определенную долю имущества. По сравнению с денежными знаками, они не обесцениваются из-за инфляции.
Ваучеры скупались за небольшие суммы. Это делали люди, пользующиеся незнанием других. Многим советским гражданам сложно было изменить образ жизни, поняв происходящее. Не все понимали и процедуру приватизации. Из-за этого многие интересуются, существует ли Первый инвестиционный ваучерный фонд. Он работает и сейчас, поэтому вкладчики могут получить доход.
Что делать с ваучером сейчас?
Многие приватизационные фонды были закрыты через некоторое время после организации, а затем наступило их умышленное банкротство. В них остались средства обманутых вкладчиков. Некоторые фирмы были переименованы, но они все равно существуют. А другие, наоборот, закрываются.
Но и эти организации, переходящие от одного хозяина к другому, меняющие названия, закрылись. Получается, что ваучерные чеки потеряли ценность. Только некоторые из них работают и сейчас. Если обменять ваучер, то сейчас он стоит недорого.
Что делают с сохраненными ваучерами?
Необходимо определить, куда был вложен чек. В советское время применений их было мало, как и сейчас. Если чеки остались, то за них можно получить компенсации или продать. Эти операции выполняются государством. Но следует учитывать, что сумма от ваучеров будет небольшой.
Возможен и другой вариант. Если средства переведены в инвестиционные фонды, то потом их могут преобразовать в другие организации. В этом случае вкладчику не будут предоставлены средства, или он получит слишком маленькую сумму. Если гражданин приобрел акции предприятий, то он может получить проценты. Размер сумм определяется видом организации. Если предприятие было разорено, то есть возможность претендовать на компенсации.
Стоимость
Чтобы определить доходность, необходимо знать стоимость акций. Каждый год этот показатель меняется. В 1994 году ее цена была 5 коп., в 2000 – 30 коп., а в 2006 – 50 коп. Стоимость акций в каждой организации разная.
Развитие фонда
Некоторые граждане вложили ваучеры в Первый инвестиционный ваучерный фонд. Как получить дивиденды? У этих вкладчиков есть возможность получения выплат. Работа фонда продолжается, поскольку не было его банкротства или ликвидации. Он функционирует и сейчас, хоть и были изменены названия.
Фонд был создан в 1993 году, а с 2003 года было образовано ОАО «Пиоглобал». В 2008 году предприятие стало ОАО «Первым инвестиционным фондом недвижимости Меридиан». С 2015 года произошло преобразование в ПАО. При каждом переименовании и смене правовой формы происходило изменение юридического и фактического адресов.
Если ваучер был переведен в Первый инвестиционный ваучерный фонд, как получить дивиденды? Вкладчикам надо обращаться в саму организацию. Даже учитывая такую историю, компания платила дивиденды за акции. Первый инвестиционный ваучерный фонд имеет свой сайт, на котором есть актуальная информация.
Московская недвижимость
Эта компания стала работать с 1993 года как ваучерный фонд, и сейчас она активно функционирует. Конвертация акций происходит на бирже ММВБ. Фирма приобретала ценные бумаги с 2009 по 2013 г. Работа фонда основана на инвестициях в коммерческую деятельность.
Владельцам ценных бумаг московской недвижимости можно выполнить следующее:
- Найти покупателя.
- Продать акции на вторичном рынке.
- Получать средства. Необходимо оставить соответствующую заявку на сайте компании.
"МММ-Инвест"
Эта компания основана в 1994 году. Сейчас она имеет название ОАО «ИК Русс-Инвест» и выполняет активную работу на фондовом рынке. Фирма выполняет брокерские услуги, финансовые консультации, обучение инвестированию и трейдингу, депозитарное обслуживание.
Это одна из компаний, чьи акционеры выиграли от процесса. Сейчас "МММ-Инвест" считается акционером множества развитых предприятий на территории России и в других странах. На биржах акции имеют выгодную цену, да и сами доходы высокие.
Правила получения
Если ваучеры были вложены в Первый инвестиционный ваучерный фонд, как получить дивиденды? Для этого нужно правильно вносить контактную и юридическую информацию в реестр акционеров. Важно предоставлять именно актуальные сведения о себе, а также своевременно сообщать об изменениях.
Зарегистрированное лицо должно направлять анкету регистратору при наличии сомнений о верности сведений. Также это требуется при изменении ФИО, места жительства, паспортных данных, реквизитов. Когда новые сведения внесены, можно выбрать вариант выплаты средств.
Владельцы организации не могут влиять на размер дивидендов с ценных бумаг. Если по каким-то причинам выплата не происходит, то нужно обращаться в организацию. Адрес Первого инвестиционного ваучерного фонда (1994г.): г. Москва, ул. Смольная, д. 24, корп. Д. Только тогда можно будет получать доход от компании.
Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счёт, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлён, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.
Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).
Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от неё в пользу постепенной приватизации за деньги [1] . Однако Закон РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учётом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено [1] .
Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые не бесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер — взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По субъективной оценке главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга». Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.
Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.). За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.).
Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:
С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нём можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.
Григорий Явлинский объясняет отсутствие рациональной основы стоимости ваучера дисбалансом между количеством товаров и денежной массой в экономике РСФСР:
Была другая программа приватизации. Смысл этой программы заключался в том, чтобы деньги, накопленные людьми за время советского периода, были использованы на приобретение активов. На руках у населения было примерно 10 трлн рублей. По курсу 2007 года все совокупные сбережения населения составляли около 350—380 миллиардов долларов. Моя программа предполагала, чтобы эти деньги были использованы на приобретение средств производства, как сейчас говорят, активов. В то время был очень большой дисбаланс между количеством денег у населения и товарной массой. То, что было товаром, составляло примерно 14 копеек на 1 рубль сбережений. Если бы была реализована предложенная нами программа приватизации, тогда к традиционным товарам — костюмам, колбасе — добавились бы другие товары — магазины, парикмахерские, земля, грузовики… всё то, что является малой и средней приватизацией. Появился бы средний класс, и никто бы не считал себя обманутым.
Принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.
Однако идеологи приватизации неоднократно отмечали [1] [2] [3] , что стремительная выдача приватизационных чеков была направлена именно на то, чтобы ограничить возможности «красных директоров» по лоббированию и проведению приватизации по ещё более выгодным для них схемам. В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая… нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни» [4] .
Основная масса населения не знала (вернее, не поняла, в силу экономической неграмотности, хотя назначение бумаги было написано прямо на ней, а в средствах массовой информации вопрос широко обсуждался), что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.
Схема действия чековыx инвестиционныx фондов была примерно одинакова: фонды собирали ваучеры с населения, участвовали в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных предприятий. Затем акции продавались с баланса чековыx инвестиционныx фондов на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации.
Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения эмигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества. Из более свежих «приватизаций» большой интерес также представляет сравнение российской приватизации с проходившей одновременно приватизацией в странах Восточной Европы, а также с английской приватизацией времён Маргарет Тэтчер и Джона Мейджора. Так, в отличие от российской, английская приватизация 70-80-х годов обеспечила приток в бюджет более $150 млрд. Польская приватизация началась в 1990 году, а её ваучерный этап в 1995 году, граждане Польши стали вкладчиками 15 инвестиционных фондов, которые управляли 512 предприятиями страны. Всего за первые 10 лет приватизации в бюджет Польши поступило около $17,8 млрд. [5]
Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела к незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между „честной“ и „нечестной“ приватизацией, потому что честная приватизация предполагает чёткие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом» [4] .
ВКонтакте: |