Оборудование: учебник “Азбука”Н.Г.Агарковой и Ю.А.Агаркова, конструктор печатных букв, Модели гласных и согласных звуков, модели слов-предметов, действий, признаков, Слов- помощников, рисунок с изображением ключевых героев Маши и Миши.
1. Организационный момент
2. Определение целей урока
У. Сегодня у нас на уроке наши любимые герои, а вы помните их имена? (Картинка с детьми)
У. Сегодня с утра они задумались: с каких звуков начинаются их имена? “Интересно — это звуки гласные или согласные?” — спросил Миша.
— Как вы думаете, ребята, сможем мы помочь нашим друзьям? Что для этого надо сделать?
Д. Произнести их имена.
У. Давайте произнесем имена детей и понаблюдаем за звуками, с которых они начинаются.
Д. (Произносят звуки)
У. Сегодня урок открытия нового знания. Откроем “Азбуку” (с. 24) и определим цели нашего урока.
Д. Изучим новые звуки.
— Узнаем, какие буквы нужны для их обозначения;
— Познакомимся с новыми моделями, узнаем, что обозначает точка, а что обозначает запятая справа сверху;
3. Выделение звуков [м], [м´] из имен Маша и Миша
У. Произнесем еще раз имена наших героев и определим, что это за звуки?
Д. Это звуки согласные.
У. Как вы догадались, что эти звуки согласные?
Д. Воздух при произношении встречает преграду из губ.
У. Правильно. Квадрат – это модель согласного звука. (□)
— Следующая наша задача: пронаблюдать одинаково ли звучат эти звуки в именах Миша и Маша. Давайте произнесем и послушаем.
Д. В имени “Маша” первый звук произносится твердо, а в имени “Миша” — первый звук мягкий.
У. Если согласный звук мягкий, то в модели он обозначается запятой в правом верхнем углу квадрата. (□´) [м], [м´],
У. А теперь внимательно посмотрите на меня и послушайте. (Учитель напевает мелодию, не открывая рта, используя звук [м].)
У. Да вы услышали мелодию, догадались какая эта песня. (“Маленькой елочке холодно зимой”) Вы услышали пение, что возможно при использовании голоса, так поются и гласные. Значит, при произношении звука [м] кроме возникновения преграды есть еще и голос. Такие согласные называются звонкими. А обозначают их с помощью точки внутри квадрата. (□)
4. Работа по учебнику
У. Так что означают значки вверху страницы?
Д. Наши новые звуки: согласные, звонкие, могут быть твердыми, а могут быть мягкими.
У. Давайте понаблюдаем за произношением слов [сом], [мал], [м´ал] и обобщим знания о новых звуках.
У. Для обозначения новых звуков на письме потребуется буква М. Как вы думаете, сколько работ выполняет эта буква?
Д. Правильно, две. Первая работа — обозначать согласный звонкий твёрдый звук [м], а вторая — обозначать согласный звонкий мягкий звук [м´].
У. Ребята, на что похожа эта буква?
— Вот качели — буква М!
Здесь качаться можно всем!.
Мы весёлые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
6. Работа в паре. Конструирование букв М и м
У. Работаем в паре. Помним, что работать нужно дружно, говорить вполголоса.
Одна пара работает у доски.
7. Работа с двухуровневой схемой.
У. Прочитаем слова по моделям звуков и по буквам. Что обозначают голубые дуги под словами?
У. Посмотрите на рисунок, что делал мальчик?
— Правильно, мальчик мыл машину.
— Что можем сказать о первом звуке? (Он согласный звонкий твердый.)
— А если первый звук в этом слове заменим на мягкий [м´], а второй на гласный [и]?
— Как можем сказать о мальчике? (Он мил)
— О каких людях говорят, что они милые? (Славный, привлекательный, приятный.)
У. Милые и приятные люди умеют общаться друг с другом, считаются с мнением окружающих. Эти качества нам сегодня пригодятся при работе в группе. (Учитель вывешивает на доску значок групповой работы)
8. Работа в группе
У. Нам сегодня в течение всего урока помогали наши друзья — Маша и Миша, предлагаю составить предложения о них и модели этих предложений. Группы, получившие карточку с изображением девочки- составляют предложение о Маше, с изображением мальчика – о Мише, а помогут вам рисунки в “Азбуке”.
У Маши плюшевый медвежонок.
У Миши красная машина.
(Ребята составляют предложение, а затем модель предложения, указывая слова-помощники, слова-предметы, слова-признаки и слова-действия)
Проверка работы групп.
Дети одной группы составляют у доски модель и озвучивают предложение, выясняется, у кого такое же предложение, исправляются ошибки.
9. Подведение итогов урока
У. Что узнали нового на уроке? Что вас порадовало, а что огорчило? Какие трудности вы испытывали на уроке?
— Я уверена, что все трудности мы преодолеем, потому что стараемся работать дружно, выручаем друг друга.
В научной литературе и учебных пособиях при описании звуков используется фонетическая транскрипция – специальный вид письма, позволяющий более или менее точно передать произношение отдельных звуков и их сочетаний, слов, словосочетаний и предложений.
Для обозначений звуков используются следующие знаки.
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – [ ] .
В квадратные скобки заключается и весь транскрибируемый элемент: слово, словосочетание, предложение и т.д.
[сто́л], [до́м бы́л ма́л].
2. Для обозначения основной части звуков используется русский алфавит ([м], [н], [ы] и др.) с добавлением некоторых специальных знаков.
3. Знак [ j ] обозначает согласный й .
Для обозначения этого звука используется и знак [й] .
4. Знак [э] обозначает ударный гласный, который в обычном письме соотносится с буквой е и с буквой э .
5. Знак [ ’ ] – запятая справа сверху у буквы – указывает на мягкий согласный.
6. Знаки [ ‾ ] или [:] обозначают долгий согласный.
Апостро́ф – это небуквенный знак в виде надстрочной запятой (’), который может употребляться в различных функциях (пропуск гласного, сокращение и так далее). Для русского языка использование апострофа практически не характерно, а запятая сверху в английском языке – довольно частое явление, и может использоваться для назначений разного рода.
Для изучающих английский язык нередко возникает путаница в том, где ставить апостроф: нередко это имеет важное и смыслоразличительное значение.
Правила использования апострофа
- Указание на обладание (выражение принадлежности)
1.1. Апостроф, употребленный перед s, означает, что какому-то лицу (как одушевленному, так и неодушевленному) принадлежит какой-то предмет.
По своей сути, это правило нельзя назвать очень сложным, и ошибки возникают из-за невнимательности.
Обратите внимание, что количество предметов обладания может быть неограниченным, однако «обладатель» должен стоять в единственном числе.
Важным также является то, что «обладателем» может быть не только человек, но и абстрактные понятия:
Saturday’s hockey game – хоккей в субботу
Исходя из этих примеров, мы видим, что на русский язык словосочетания данного типа могут переводиться по-разному.
1.2. В случае если существительное оканчивается на s, апостроф ставится в конце слова и после буквы s.
Boss’ charming voice – приятный голос босса
Belarus’ lakes and hills – озера и холмы Беларуси
1.3. Если нужно указать на принадлежность какого-либо предмета к группе существительных, то апостроф ставится после последнего из них:
Catherine and William’s son – сын Уильяма и Кэтрин
Если нужно указать, что у каждого предмета есть свой конкретный обладатель, то апостроф и следующая за ним s ставится после отдельного существительного.
1.4. Принадлежность могут выражать не только существительные, но и местоимения: someone, one, nobody и так далее.
- Сокращения и сращения
Во втором случае речь идет скорее о глаголах. Чтобы не расписывать все длинные грамматические формы, в английском языке приняты сокращения.
‘m | am | I’m just talking to Brian! |
‘s | is |
has
He’s been driving so fast!
would
I’d rather sleep than working.
Jane hasn’t this perfume.
You can’t waste your time.
Носители английского языка старательно экономят свое время, и поэтому в их речи часто можно услышать сокращения:
- Другие случаи использования апострофа
Помимо вышеперечисленных случаев, апостроф может указывать и на множественное число:
Style of 80’s – стиль восьмидесятых
My surname is spelt with two l’s – Моя фамилия пишется с двумя ‘l’
Что же касается современной английской разговорной речи, то употребление апострофа – распространенное явление.
Readin’ is a very important part of my life – Чтение – очень важная часть моей жизни (reading)