Хлеб в пути не тяжесть знаки препинания

Класс: 8

Цели:

  • познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • формировать умение верно определять условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять полученные знания на практике;
  • воспитывать у ребят бережливое отношение к хлебу.
  • Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

    Хлеб – имя существительное, все
    Остальное прилагательное!
    М.Алексеев

    1. Слово учителя

    Хорошо и образно сказал герой одного из романов писателя М.Алексеева: “Хлеб – имя существительное, все остальное прилагательное!”. Запишем это предложение в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Найдем в первой части предложения грамматическую основу. Верно: подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Как вы думаете, почему автор поставил между ними тире?

    Сегодня мы выясним, когда между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире.

    Рассмотрим 15 параграф учебника и познакомимся со всеми случаями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

    2. Работа с учебником. Ответы на вопросы:

      при каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

    • Что нужно знать о главных членах предложения, чтобы решить, ставить ли между ними тире?
    • Какое значение имеют служебные части речи при постановке тире?
    • Ставится ли тире, если подлежащее – местоимение, а сказуемое – существительное? Почему?

    3. Работа с текстом (текст распечатан для каждого ученика)

    Хлеб! Что может быть на свете важнее его? “Хлеб – всему голова”, — гласит народная мудрость. Хлебом-солью встречаем мы дорогих гостей.

    Хлеб – это огромный человеческий труд. Это бессонные ночи, тревога у вспаханного поля, сердечная забота, как о живом существе. Так всегда было и будет.

    Хлеб – это не просто колосок, выращенный в поле, это труд и пот многих людей.

    Взяв его в руки, еще раз вспомним с сердечным участием о людях, посеявших, вырастивших, выпекших хлеб и положивших его нам на стол. Хлеб создается умом и мозолистой рукой земледельца. Для трудового человека хлеб – понятие не только

    материальное, но и духовное, нравственное. Хлеб – символ могущества, венец труда человеческого. И поэтому он бесценен. Неизмерима цена его, хлеба!

    Задания

  • Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Какова его главная мысль? Как вы понимаете пословицу, употребленную в тексте? Какие эпитеты, фразеологизмы и другие выразительные средства языка использует автор?
  • 1 уровень. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Спишите эти предложения. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.

    2 уровень. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым отсутствуют? Подберите синонимы к слову земледелец. (Земледелец, хлебороб, крестьянин, хлебопашец). Каким способом образованы эти слова?

    3 уровень. Устно объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Вспомните и запишите пословицы о хлебе. Объясните постановку знаков препинания в них. Выделите главные члены. Чем они выражены? (Один из учащихся работает у доски, а остальные дополняют его.)

    Хлеб да вода – мужицкая еда.
    Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
    Хлеб да каша – пища наша.
    Хлеб – имя существительное.
    Хлеб – кормилец.
    Хлеб – это жизнь.
    Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
    Хорошо трудиться – хлеб уродится.
    Хлеб в пути не тяжесть.
    Хлеб – всему венец.

    4. Составление алгоритма “Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым”

      Обозначить грамматическую основу.

    • Определить, чем выражены главные члены.
    • Посмотреть, нет ли между главными членами частиц не, как будто, словно, точно.
    • Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире.

    5. Применение алгоритма

    1 уровень. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Пользуясь алгоритмом, поставьте тире и другие знаки препинания.

    Хлеб это труд ми(л, лл )ионов людей. Он главное украшение нашего ст…ла. Хлеб сам (не) родит?ся. Выр…стить богатый ур…жай это задача хлеб…роба. Выращивать кол…с это как открывать живой роднич…к хлеба. Лодырь земл…дельцу (не) товарищ. Хлеб это поля покрытые не ч…рным пеплом а золотом спелых колосьев.

    2 уровень. Пользуясь алгоритмом, найдите ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым.

    Поле пахать не рукой махать.

    Жатва – трудное время для хлебороба.

    Хлебное поле лучшее украшение земли. Превосходная должность быть на земле хлеборобом.

    Хлеб. Жизнь. Родина. Эти слова я ставлю рядом, ибо хлеб – словно жизнь, щедрость материнского сердца.

    Земля – заботу любит. Я – потомственный хлебопашец.

    Нивы, родимые нивы – трудное счастье мое.

    3 уровень. Работа по карточкам-заданиям.

    6. Словарная минутка. (Ученик готовится заранее)

    Можно ли сказать “булка хлеба”?

    Такое словоупотребление противоречит нормам русского литературного языка и значению слова булка. Булка – это и есть “хлеб небольшого размера из пшеничной муки”, например: сдобная булка, купить две булки. Поэтому сочетание булка хлеба, возникшее не без влияния конструкции буханка хлеба, тавтологично.

    Читайте также:  5770 Vs gtx 460

    7. На доске записано стихотворение

    Хлеб в России
    Пекли с куполами,
    Чтоб хватило, как неба, на всех.
    За широкими в доме
    Столами
    Крошку бросить
    Считали за грех.
    И хлеб-соль –
    Это русский обычай,
    Словно символ
    Людской доброты.

    • Какие строчки стихотворения наиболее близки вам? Объясните постановку тире в третьем предложении. Какой фразеологизм использует автор в стихотворении?

    8. Подведение итогов.

  • Что нового вы узнали на уроке, чему научились?
  • В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире, а в каких оно не ставится? Приведите примеры.
  • 1 уровень. § 15, упражнение 153;

    2 уровень. § 15. Выписать из фразеологического словаря фразеологизмы со словом хлеб и составить предложения.

    3 уровень. § 15. Написать сочинение-миниатюру “Хлеб – всему голова”.

    Карточка №1

    Прочитайте текст. Объясните постановку тире. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор двух последних предложений.

    Зёрна нравственности

    На м…гиле моего деда уст…новле(н,нн)а гранитная плита, и на одной-единстве(н,нн)ой обтеса(н,нн)ой грани я высек: ”Мой дед хлеб резал стоя“. Он резал хлеб стоя даже на склоне лет, когда ш…л уже десятый десяток и когда мучительно трудно было всякий раз вставать на ноги. Это был обряд ув…жжения, потому что хлеб – это символ. Хлеб – это высшая мудрость.

    Карточка № 2

    Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Найдите фразеологизм и объясните его лексическое значение. Подберите синонимы к слову ломоть.

    Не хлебом единым жив человек, но, чтобы человек был жив, он должен иметь хлеб.

    Всегда ли мы д…рожим хлебом? Всегда ли помним цену хлеба, цену того труда, к…торый вложен в его с…здание?

    Помните! Хлеб это мозолистые руки рабочих, бессо(н,нн)ые ночи колхозников, мечты и надежды целых поколений.

    Ломоть хлеба символ жизни каждого человека, хлеб мощь государства.

    Карточка № 3

    Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Поставьте, где необходимо тире. Объясните его постановку.

    (Не)легок труд земл…пашца. Всем ветрам и ливням, всем каверзам и капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, (не)бросит где попало недоеде(н,нн)ый кусок. (С)молоду научись ценить труд других. Будь неприм…рим, если вид…шь (не)брежное отношение к хлебу. Твой главный к…рмилец народ.

    Нас учат дома, учат в школе,
    Что хлеб святыня для людей.
    Подберите синоним к слову землепашец.

    Карточка № 4

    Прочитайте текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания.

    Поклонимся хлеборобу

    Какое это счастье – жить в мире без войн и с хлеб…м в д…статке. Но хлеб – не манна небесная, сам по себе (не)приходит, булки в полях родят?ся только в сказке.

    Хлеб – не волшебник, но все может. Ур…жай его зависит от хлебороба. Поклонимся же ему и будем чес…ны и совес…ны перед его подвигом, великим и скромным одн…временно.

    Выходя из булочной с б…тоном или кирпич…ком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благ…говением, сердечным участие о руках, посе…вших, выр…стивших этот хлеб и пол…живших на стол.

    • К какому стилю относится данный текст? Почему он так называется? Найдите в тексте фразеологический оборот, объясните его значение.

    Тема урока: «Основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым»

    Цели и задачи урока:

    1.Провести актуализацию знаний по данной теме, изучить новые случаи постановки тире.

    Обобщить материал по данной теме.

    2.Развитие умения строить схемы предложений и читать их.

    3.Выработка навыка решения заданий в тестовой форме.

    4. Продолжить подготовку к ЕТЭ.

    5. Развитие монологической речи.

    6.Воспитание толерантного отношения к. окружающему миру. Развитие коммуникативных способностей.

    Оборудование: Мультимедиапроектор (презентация нового материала), таблица (распечатка), раздаточный материал( распечатка).

    Организационный момент(2 мин.) Орфографическая разминка.(5мин.) Проверка домашнего задания (Работа с текстом № 6: задания с кратким ответом по типу ЕГЭ) (10 мин.) Ознакомление с новым материалом:

    — просмотр презентации «Тире между подлежащим и сказуемым»

    — комментарий трудных случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым.

    -.знакомство с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым».(10 мин.)

    1. Работа в парах (Расставить знаки препинания, определить, какой случай

    постановки тире) (5 мин.)

    2. Самостоятельная работа (решение тестов №№1, 2, 3.(Взаимопроверка) (7 мин)

    6. Работа по развитию речи (сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что значит

    воспитанность») (5 мин.)

    7. Подведение итогов урока.(2 мин.)

    Проверяется готовность класса к уроку, записывается домашнее задание: Работа с текстом №5( решение задач с выбором ответа), упр. № 000(письменно),параграф 74. Орфографическая разминка:

    — индивидуальная работа на компьютере по программе «Фраза» (повторяется тема «Н-НН в различных частях речи» — 3 человека..( карточки №№ 000, 575, 576)

    — Работа с классом:

    !. Вспомните основные случаи правописания Н-НН в прилагательных, причастиях и отглагольных прилагательных, в существительных?

    2.Выберите правильное написание: Н или НН?

    Читайте также:  Что такое class в html

    1. иллюстрирова. ый 12. имени. ик

    2. лимо. о-желтый 13. румя. ый

    3. домотка. ый 14. девочка воспита. а и умна

    4. некраше. ый 15. воспита. а в духе времени

    5. дружи. ик 16. жела. ый

    6.глаже. ый-переглаже. ый 17.позолоче. ый

    7. балова. ый 18.вяле. ое на солнце

    8. незва. ый 19. точе. ый

    9.труже. ик 20.. нежда. ый

    10 броше. ый 21. рукопись восстановле. а

    11 ветре. ый 22. подержа. ая вещь

    Ответы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

    нн нн н н нн н нн н н нн н нн н нн н нн нн нн н нн н нн

    Ключ: одна буква Н пишется в словах под № 3 ,4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 19, 21.

    Проверка домашнего задания (В ходе проверки комментируются задания, которые

    вызвали трудность в решении

    а) Как объясняет читателям, что значит воспитанный человек? (Беседа по

    содержанию отрывка произведения)

    б) разбор заданий, вызвавших затруднения.

    Ключ к заданиям:

    4 .Ознакомление с новым материалом. Беседа:

    — Назовите основные случаи постановки тире в простом предложении? ( При обобщающем слове, в неполном предложении, интонационное тире, соединительное тире, тире между подлежащим и сказуемым)

    — Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны из курса основной школы? А когда не ставится тире?

    (Предварительное задание: Какие новые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам встретились?) ( Отсутствие тире при вводном слове, при частице, союзе, наречии, если сказуемое выражено прилагательным, при несогласованном второстепенном члене, если сказуемое стоит перед подлежащим)

    На доске примеры: 1) Труд для него наслаждение. ( Не ставится тире, если при сказуемом

    стоит несогласованный второстепенный член.)

    2) Удивительное дело сон! ( Не ставится тире, если сказуемое стоит

    Знакомство с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым»

    [ сущ. И.п. — это + сущ. И.п. ] (это есть, вот, значит, это значит)

    6. [ сущ. И.п.числ. ] ! ( в техн. литературе тире может отсутствовать)

    8. Для внесения ясности в смысл предложения

    Отец – мой учитель. Отец мой – учитель.

    1 [ сущ. И.п. + союз + сущ. И. п.] ( как, словно, будто, точно, вроде как, все равно что)

    ! (Тире может ставиться, если сказуемое-сравнение необходимо выделить голосом)

    2.[ Подлежащее + НЕ + сказуемое ]

    3.[ Подлежащее +,/ вводное слово/, +сказуемое]

    4.[Подлежащее + частица + сказуемое ] (только, лишь, вряд ли и др.)

    5.[ Подлежащее + наречие + сказуемое ]

    6 .[ Сказуемое + подлежащее]

    ! ( Тире может стоять, если на сказуемое падает логическое ударение)

    8.[ Подлежащее + Имя прилагательное]

    9.[ Подлежащее + несогл. второст. член + сказуемое] ( Работа для него радость )

    5. Закрепление изученного:

    1) Расставить знаки препинания, напротив нарисовать схему предложения.( работа в парах по вариантам)

    1.Попытка не пытка, спрос не беда.

    2 С ним говорить решетом воду носить

    3 Ребята уже студенты.

    4 Учиться наша главная задача.

    5 Ты известный спорщик.

    6 Удивительное дело сон!

    7 Фонетика учение о звуках.

    8 Долг наш защищать крепость до последнего вздоха.

    9 Солнце словно огненный шар.

    10 Волга, кажется, крупнейшая река в Европе.

    11 Ритм музыки четкий

    1. Март начало весны.

    2. Ваша обязанность хорошо учиться.

    3. Ласковое слово что солнышко в ненастье.

    4. Написать письмо дело простое.

    5. Грамоте учиться всегда пригодится.

    6. Иван Петрович уже давно директор завода.

    7. Хлеб в пути не тяжесть.

    8. Ребята, в общем-то, молодцы.

    9. Природа великолепная.

    10. Какой умница наш Коля!

    11. Я честный человек и не говорю комплименты.

    2) Найти предложение по заданной схеме, напротив указать порядковый номер предложения:

    5. [ сущ. И.п. + союз + сущ. И. п.]

    6.[ Подлежащее + частица + сказуемое]

    7. .[ Подлежащее +,/ вводное слово/, +сказуемое]

    8. .[ Подлежащее + наречие + сказуемое ]

    9. .[ Сказуемое + подлежащее]

    10. .[ Личн. мест. + сказуемое ]

    11. .[ Подлежащее + Имя прилагательное]

    Ключ к ответам: (записывается на доске, самопроверка)

    Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    1 вариант 7 4 8 2 9 1 10 3 6 5 11

    2 вариант 1 4 2 5 3 7 8 6 10 11 9

    3) Самостоятельная работа (тест №1, 2, 3) Проверка изученного на уроке.

    Тест 1. Отметьте номера предложений, в которых ставится тире.

    Грамоте учиться…всегда пригодится. Хлеб в пути …не тяжесть. Попытка … не пытка, а спрос не беда. Язык..не стрела, а пуще стрелы ранит. Брат за брата …не ответчик. Пень в избе …не околица, глупая речь не пословица. Человек неученый …что топор неточеный. Пеший конному … не попутчик. Работа … не волк, в лес не убежит.

    Тест 2. Отметьте номера предложений, в которых не ставится тире.

    1. Аврал … это значит общая работа.

    2. Трактор в поле …что танк в бою.

    3. А ведь обед … вещь приятная.

    4. Ты меж сестер … словно горлинка.

    5. Хороший характер … богатство на всю жизнь.

    Читайте также:  Gelid solutions rev 2 icy vision

    6. Глубина колодца … девять метров.

    7. Для честных людей обещание … это обязательство.

    8. Лучший способ избавиться от врага …сделать его другом.

    9. Удивительное дело … сон!

    Тест 3. Отметьте номера предложений, в которых ставится тире.

    1. Поэзия …та же добыча радия!

    2. Чай пить …не дрова рубить!

    3. Он … точно помеш…нный.

    4. Он … в общем молодец.

    5. Неплохой игрок … этот парень!

    6. Этот парень … неплохой игрок!

    7. Сердце … не камень!

    8. Любовь … не картошка, не выбросишь в окошко!

    (Взаимопроверка, 1 ученик у доски)

    6 Работа по развитию речи. Чтение домашних сочинений-рассуждений на тему: «Как я понимаю, что такое воспитанность»

    7 Подведение итогов урока:

    — Назовите основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

    — В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым отсутствует.

    Глубина колодца девять метров

    Автор Ди@н@ М@шков@ задал вопрос в разделе Домашние задания

    Самостоятельная работаь по русскому языку (тире) и получил лучший ответ

    Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
    ЧАСТЬ Б
    1) Грамоте учиться – всегда пригодится. [инф. – глаг. ]
    2) Хлеб в пути не тяжесть. [сущ. НЕ сущ. ]
    3) Человек неучёный что топор неточёный. [сущ. ЧТО сущ. ]
    4) Аврал – это значит общая работа [сущ. – это значит сущ. ]
    5) А ведь обед – вещь приятная [сущ. – сущ. ]
    6) Глубина колодца – девять метров. [сущ. – словосоч. : числ. + сущ. ]
    7) Удивительное дело – сон! [сущ. – сущ. ]
    Во всех схемах здесь и далее первая часть речи – подлежащее, вторая, включая НЕ, ЧТО, ЭТО ЗНАЧИТ и пр. , – сказуемое.
    ЧАСТЬ С
    1) Полог – единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. [сущ. – сущ. ]
    2) Бедность не порок. [сущ. НЕ сущ. ]
    3) Глубина там с лодки – четыре маховых, то есть шесть метров [сущ. – словосоч. : числ. + сущ. ]
    4) Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период. [сущ. ВОТ сущ. ]
    5) Талант у него – дай бог каждому. [сущ. – предложение]
    6) Дубава, кажется, друг Корчагина. [сущ. , ВВОДНОЕ СЛОВО, сущ. ]
    7) Классическая литература – всегда учебник жизни. [сущ. – сущ. ]
    8) Все богачи – скряги. [сущ. – сущ. ]
    9) Какое счастье – жить на земле! [сущ. – инф. ]
    10) Моя сестра – учительница. [сущ. – сущ. ]
    Дано: Простые предложения, в которых отсутствие тире между подлежащим и сказуемым обусловлено пунктуационными правилами:
    а) Он (Базаров) нигилист. [мест. сущ. ]
    б) У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. (Т. ) [сущ. прил.] , но [сущ. прил. ]
    в) Ах, злые языки страшнее пистолета. (Гр. ) [сущ. прил. ]
    г) Это неплохое начало. [мест. сущ. ]
    д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. [. ], (мест. сущ) , и [. ], (мест. сущ. ) Здесь сущ. – подлежащее, мест. – сказуемое.
    е) Мой папа – инженер. [сущ. – сущ. ]
    ж) Офицер этот не чета вам. (Фед. ) [сущ. НЕ сущ. ]
    з) Сегодня небо точно море. [сущ. ТОЧНО сущ. ]
    и) Июнь только (лишь) начало лета. [сущ. ТОЛЬКО (ЛИШЬ) сущ. ]
    к) Сергеев теперь известный художник. [сущ. ТЕПЕРЬ сущ. ]
    л) Пихта тоже дерево. [сущ. ТОЖЕ сущ. ]
    м) Риск, как известно, дело благородное. [сущ. ВВОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ сущ. ]
    Второстепенные члены подчёркивайте сами, тем более здесь их не подчеркнёшь.
    Все правила, которые, собственно, и являются выводами, изложены в статье «»
    ЧАСТЬ Б
    1) Это не ошибка. [мест. НЕ сущ. ]
    2) Мысль изречённая есть ложь. [сущ. ЕСТЬ сущ. ]
    3) Старость – чувство капризное. [сущ. – сущ. ]
    4) Грех не беда, а молва нехороша. [сущ. НЕ сущ.] , а [сущ. прилаг. ]
    5) Мудрость лишь в истине. [сущ. ЛИШЬ сущ.
    6) Пить чай – удовольствие. [инф. – сущ. ]
    7) Мы, коты, – любознательные животные. [мест., обособленное приложение, – сущ. ] Тире здесь факультативно, но есть его можно и не ставить
    ЧАСТЬ С
    1) Искусство всегда преодоление барьеров. [сущ. ВСЕГДА сущ. ]
    2) Ни с чем не сравнимое – чувство слышать грачей в первый раз после шестимесячной зимней смерти! [сущ. – инф. ]
    3) Жизнь прекрасна и удивительна. [сущ. прил. и прил. ]
    4) А ведь человек – тонкая штука. [сущ. – сущ. ]
    5) Гром от падения ведра как выстрел. [сущ. КАК сущ. ]
    6) Вспоминать – необыкновенно интересное занятие. [инф. – сущ. ]
    7) В этом городе знать три языка – ненужная роскошь. [инф. – сущ. ]
    8) Жить прожить – не поле перейти. [инф. – инф. ]
    9) Английская орфография сложная. [сущ. прил. ]
    10) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. [сущ. ЕСТЬ сущ.]