Содержание:
•Автор: Арман Сааков• |
• • |
---|
Доброго дня всем.
Сегодня мы поговорим о шрифтах. И поговорим исключительно с практической точки зрения без внедрения в историю, без научных терминов и рассмотрения различных научных точек зрения на виды и подвиды шрифтов. Классификация шрифтов будет сугубо личной и субъективной, основаной только на собственном многолетнем практическом опыте.Есть такая область полиграфии, как изготовление визиток, штампов и печатей. При этом последние два вида изделий — не совсем полиграфические, но главное требование к верстальщику (наборщику) одно — хорошее знание шрифтов.Можно быть великолепным дизайнером и художником,прекрасно владеть фотошопом, иллюстратором, корелом, но незнание шрифтов не позволит изготовить даже самую простую печать по оттиску или сделать точный дубликат визитки.Есть, конечно, такая штука как "кривые" в векторных редакторах и есть фотошоп, в котором можно подработать растр. Но грамотно нарисовать букву — это очень тяжелый труд, а если букв несколько или несколько десятков — невыполнимо, если необходимо предоставить действительно качественную работу.Итак, пришел клиент и говорит, что нужна точная копия его печати, только добавить надпись "Для документов" или принес корпоративную визитку и хочет точно такую же, но со своими личными данными.Еле различимая печать или старая потрепанная визитка делались давно, неизвестно где и кем, буквы угадываются с трудом, но делать надо! И тут на помощь приходит опыт в области шрифтов.Я очень произвольно, без особых напрягов разбил шрифты на несколько групп Начнем с очень распространенной группы шрифтов, которую назовем "шрифты похожие на Arial". Это рубленые шрифты, без засечек (таких горизонтальных палочек на "ножках" букв). Два наиболее распространенных шрифта: Ариал (Arial) и Прагматика (Pragmatica). Ариал — это универсальный виндосовский и вордо-экселевский шрифт с незапамятных времен. Поскольку во многих редакторах он стоит по умолчанию, не мудрствуя лукаво им и набирается очень многое из того, что мы называем текстом. Зачем делать лишние движения! Прагматика очень распространена в печатях и штампах. Отличается от Ариала.
Давайте сначала определимся, каким инструментом мы будем мерять шрифты. Естественно буквами, но не всеми. В русском языке их 33 штуки и мы замучаемся выверять каждую буковку. Поэтому возьмем 6 букв, наиболее показательных, на мой взгляд: С,К,Л,М,Е,А. Этого вполне достаточно, в дальнейшем вы убедитесь сами.Конечно, есть еще толщина линии шрифта, конденсированность (узкий-широкий), TTF-OTF, еще масса нюансов, часть из которых мы рассмотрим в дальнейшем.Но пока обойдемся именно этими буквами.Ариал и Прагматика в первую очередь похожи буквой "С", она из себя представляет процентов на 80 замкнутый овал, у Ариала чуть меньше из-за скошенной линии.Буква "К" у Ариала имеет наверху изогнутость, "Л" немного шире, по остальным буквам отличить сложно. Мы не будем рассматривать курсивное написание Ариала, здесь отличия очень велики. Прагматика немного шире Ариала, также отличается кернингом (расстояние между буквами).Эти шрифты очень часто путают друг с другом начинающие "дизагнеры", вроде бы шрифт один, а ложится по разному и не хочет совпадать! У каждого из этих шрифтов есть и конденсированные варианты, но Arial Narrow шире , чем Pragmatica Condenced.Третий из этой группы — семья Helios с кучей дополнительных шрифтов, главное отличие: буква "К" (нижняя палочка накладывается на верхнюю.Это были самые распространенные шрифты, но кроме вышеперечисленных трех есть также достаточно популярные: это старенькие CyrillicHelvet и Cyrvetica, новенький Liberation Sans, опять-таки виндосовский Microsoft Sans Serif и два шрифта из популярных серий (начинаются на А_,а_ AG, AG_) A_Grotic и AGLetterica. Во всех этих шрифтах есть различия приглядитесь к таблице, к нашим шести буквам.Я перечислил самые популярные в России ( и не просто популярные, а постоянно встречающиеся в печатях, штампах, визитках и другой полиграфической продукции) шрифты ариалоподобной группы, естественно, есть много других, менее именитых, кроме того, сейчас каждый год, а то и месяц появляются все новые и новые дубликаты шрифтов с небольшими отличиями.
Кстати, не существует шрифтов для CorelDraw, шрифты существуют сами по себе и устанавливаются в папку windows/Fonts, откуда уже доступны любому текстовому или графическому редактору. Просто наиболее удобно рассматривать особенности шрифтов именно в графическом редакторе, в данном случае, в свехпопулярном в России CorelDraw.
Следующий раз мы разберем фрисетоподобную группу.
Прагматика тоже не подходит из-за строчных букв "п" и "т". Дело осложняется еще и тем что тут, если я правильно понимаю, курсивное написание.. . Весь инет облазил уже.. . Начинаю подумывать что это специально кто-то ручками подкрутил Arial narrow.
P.S. Короче хреновый из тебя отрисовщик печатей.
1. Кроме того что не видишь что буква К не прямая, а изогнутая. Так еще и стандартные шрифты Windows не знаешь.
Если тебе кажется что буква К другая, возьми букву К из шрифта Calibri и сожми ее.
2. В твоем случае не надо ничего искать и задавать здесь вопросы, надо научиться пользоваться векторными или растровыми редакторами. Поправить любую букву дело нескольких секунд.
Складывается ощущение что это и есть родной Arial, просто заплыл на оттиске, а ты мучаешься)) )
Какие шрифты лучше использовать в своих проектах: платные или бесплатные? Все зависит от конкретной ситуации, конечно. Бывают случаи, что заказчику нравится только платный шрифт и приходится покупать лицензию. Однако многие дизайнеры слабо разбираются в авторском праве, которым защищены платные шрифты и в результате рискуют допустить серьезную ошибку, что может привести к очень большим неприятностям. Если, к примеру, будет приобретена настольная лицензия на шрифт, то дизайнер сможет использовать ее для создания макетов и в печати. Но если он задействует этот же шрифт в каком-либо веб-проекте, он нарушит авторское право, которое принадлежит создателю или владельцу шрифта.
Для того, чтобы использовать понравившийся платный шрифт на сайте, потребуется приобрести веб-лицензию. И вот тут-то начинается самое интересное. Если шрифт был приобретен по веб-лицензии, он не покупается, он сдается в аренду. А это означает, что за несколько лет существования хорошо посещаемого проекта стоимость использования шрифта может превысить расходы на создание и продвижение самого сайта. Так что следует хорошенько подумать, прежде чем использовать платные шрифты в веб-проектах.
Также нужно помнить о том, что за незаконное использование шрифта, защищенного авторским правом, нарушитель может понести наказание. В этой связи вспоминается случай с блогером Эдуардом Гавальером, который использовал шрифт «Клементина» для добавления подписей к своим фотографиям. Однажды он получил электронное письмо от студии Артемия Лебедева, которая владеет этим шрифтом. Первые два абзаца письма, посвящены юридическим аспектам использования чужой интеллектуальной собственности, и особого интереса не представляют, но третий абзац шедеврален. Вот он:
«С учетом вышеизложенного, и в целях соблюдения положений действующего законодательства, просим Вас подтвердить приобретение шрифта «Клементина» у Студии Артемия Лебедева, для чего необходимо прислать номер заказа. Ожидаем получения информации от Вас в ближайшее время. В случае отсутствия ответа на данное письмо в течение 10 дней с момента его получения, мы расцениваем данное обстоятельство, как отсутствие лицензии, и вынуждены будем обратиться в суд с иском об устранении нарушения авторских прав, о запрете использования шрифта «Клементина», взыскании компенсации в размере до пяти миллионов рублей, госпошлины и судебных издержек».
То есть юрист студии только заподозрил, что Эдуард Гавальер мог незаконно использовать «Клементину», но уже грозит штрафом в размере до 5 миллионов рублей. Так что все серьезно. Не стоит заниматься пиратством в надежде, что пронесет. Особенно, если проект крупный. Нарушение обязательно будет замечено и начнутся проблемы.
Кстати, Эдуард Гавальер использовал шрифт на законных основаниях, он его приобрел когда-то давно и, к счастью, ему удалось доказать факт покупки. Электронное письмо, подтверждающее, что шрифт действительно был приобретен, нашлось в переписке четырехлетней давности. Если бы блогер удалил письмо, то ему пришлось бы оплачивать компенсацию и судебные издержки. Но повезло.
Так что с платными шрифтами все сложно. Лучше обратить свое внимание на бесплатные аналоги популярных шрифтов. Такие есть и их немало. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 11 бесплатных альтернатив популярным платным шрифтам.
Proxima Nova и Montserrat
Появившийся всего 10 лет назад шрифт Proxima Nova пользуется невероятной популярностью и сумел потеснить с пьедестала наиболее востребованные шрифты без засечек. Действительно, шрифт получился очень удачным, он хорошо сбалансирован, что делает Proxima Nova практически универсальным шрифтом, который можно использовать в самых разных проектах. Однако шрифт платный. И если заказчик не готов платить до $5000 в год за его аренду, то лучше поискать бесплатный аналог. Например, хорошей альтернативой будет Montserrat. Это красивый псевдогеометрический шрифт, который очень похож на Proxima Nova. Если нужно набрать заголовок в верхнем регистре, то лучше Monerserrat ничего не придумаешь.
Futura и Josefin Sans
Futura является любимым сан-серифом у многих дизайнеров: он стильный и современный. Однако за его использование придется заплатить. Что делать? Конечно, подыскать бесплатную альтернативу, например, очень похожий шрифт, который называется Josefin Sans. Очертания букв в обоих шрифтах очень похожи, а в некоторых случаях идентичны, так что Josefin будет прекрасной заменой Футуре. Есть, конечно, некоторые отличия, особенно в строчных буквах, но в основном шрифты совпадают. Обычный пользователь даже не заметит разницы.
FF DIN и Roboto
Бесплатный шрифт Roboto является лучшим претендентом на замену популярному FF DIN. Многие символы Roboto совпадают с начертанием символов FF DIN, а различия не являются столь уж критичными. Следует также отметить, что Roboto поставляется в различных начертаниях, что делает его отличной альтернативой FF DIN. Однако следует помнить, что Roboto более массивен, так что, возможно, дизайнеру придется поработать над кернингом, немного увеличив межбуквенное расстояние. Это позволит добавить в текст побольше «воздуха», шрифт будет выглядеть более легким и изящным.
FF Tisa и Bitter
Шрифт FF Tisa пользуется заслуженной популярностью у дизайнеров. Действительно, он очень красив. Строгий и одновременно очень легкий шрифт с засечками привлекает внимание, им можно набирать как заголовки, так и большие массивы текста. Шрифт отлично подходит как для типографских, так и веб-проектов, но есть одна неприятность – он платный. И кажется, достойной альтернативы ему нет. Но можно присмотреться к бесплатному шрифту под названием Bitter, который во много схож с Тисой. Основные штрихи, наплывы и засечки имеют определенное стилистическое сходство, так что Bitter можно смело использовать в качестве альтернативы FF Tisa. Да, он чуточку грубоват, но зато бесплатный.
FF Meta и Merriweather Sans
Некоторым популярным платным шрифтам достаточно сложно подобрать достойную альтернативу. К примеру, очень востребованный шрифт FF Meta отличается тщательной проработкой основных штрихов и красивыми плавными закруглениями. Шрифт достаточно строгий, но в то же время игривости ему добавляют хвостики» на основных штрихах. В общем, тем перфекционистам, которые заморачиваются начертанием буквы a или g в строчных символах, лучше приобрести платный шрифт. Тем же, кому это не важно, следует присмотреться к бесплатному шрифту Merriweather Sans. Начертания обоих шрифтов во многом совпадает, стиль один и тот же, так что в качестве замены Merriweather вполне подойдет.
Baskerville и Libre Baskerville
Классический Baskerville является одним из самых популярных и узнаваемых шрифтов с засечками. Он настолько красив и универсален, что многие дизайнеры хотели бы его использовать в своих проектах. Но боятся, так как если веб-сайт «выстрелит» придется смириться с большими отчислениями владельцу шрифта. Значит, нужно попытаться найти аналог, который можно использовать бесплатно. К счастью, он есть, это шрифт Libre Baskerville. В чем-то он даже лучше, чем сам Баскервилль, который по сравнению с бесплатной версией выглядит более массивным и «сплющенным». Libre на вид легче, что делает его очень привлекательным для использования в веб-проектах – этот шрифт легче считывается.
Clarendon и Ultra
Шрифт Clarendon имеет несколько начертаний, но в данном случае речь пойдет о начертании Black, в котором Кларендон смотрится очень впечатляющие. Массивные, плотные штрихи делают этот шрифт очень устойчивым, его символы прямо-таки излучают уверенность. Он немного консервативен, поэтому Clarendon отлично подходит для проектов в стиле ретро. Есть ли этому шрифту какая-либо альтернатива? Вероятно, нет, уж очень он оригинален. Но если обратить внимание на бесплатный шрифт Ultra, то можно заметить, что многие его символы очень похожи на символы Кларендона. Сходство не полное, но стиль общий: символы Ультры такие же плотные и «увесистые».
Helvetica Neue и Work Sans
Если Кларендон очень выгодно смотрится в начертании Black, то шрифт Helvetica Neue почти всегда используется в Light или Ultra Light начертаниях. Гельветику можно назвать королевой шрифтов: на протяжении нескольких десятилетий этот шрифт был одним из самых популярных. Неудивительно, что у него появилось множество аналогов, достаточно вспомнить тот же Arial. Но в случае с Helvetica Neue стоит присмотреться в бесплатному шрифту Work Sans. И действительно, очень похож, и к тому же бесплатный. Обычный пользователь даже не поймет, в чем разница, так что для веб-проектов лучше использовать бесплатный шрифт в качестве замены Neue.
Bodoni Poster и Abril Fatface
Bodoni Poster относится к группе классических шрифтов на основе Didot. Шрифт плотный, тяжеловесный и консервативный. В качестве его замены можно использовать бесплатный шрифт Abril Fatface. Причем это как раз тот случай, когда альтернатива выглядит даже лучше, чем оригинал. Абриль в чем-то красивее Бодони, он более вытянут по вертикали, что делает его легким и изящным, несмотря на большую толщину основных штрихов. И самое главное – никаких отчислений за использование.
Frutiger и Hind
Frutiger является тонким и легким шрифтом без засечек, отлично подходящим для веб-проектов. Шрифт хорошо читается, подходит для заголовков и текстовых блоков. Но он платный, поэтому в качестве его альтернативы стоит использовать шрифт Hind. Это идеальная замена, оба шрифта похожи друг на друга как близнецы. Есть небольшие различия, Фрутигер чуточку «поквадратнее», но это не критично. Стилевое сходство достаточно велико, так что Hind имеет смысл использовать в качестве аналога Frutiger.
Brandon Grotesque и Lato
Последняя пара в нашем списке – это шрифты Brandon Grotesque и Lato. Brandon – очень популярный шрифт, это действительно впечатляющий пример гротеска. Особенно классно смотрится шрифт в верхнем регистре, здесь Брэндон вне конкуренции. Шрифт во многом уникальный, но можно подыскать ему замену. В качестве альтернативы можно попробовать шрифт Lato, тоже гротеск, но не такой стильный. Заглавные буквы Лато очень похожи на Brandon, а вот в строчных символах различия более заметны.
Вывод
Начиная работу над проектом, нужно сразу же обговорить с заказчиком, какие шрифты будут использоваться: платные или бесплатные. Если заказчик настаивает на платном шрифте, его стоит уведомить, что лицензионные отчисления на первых порах могут быть незначительными, но с ростом популярности сайта придется платить все больше и больше. Так что лучше сразу рассмотреть возможность использования бесплатных аналогов, чтобы потом не пришлось все переделывать.